Федеральный закон о северном завозе позволил обеспечить бесперебойную доставку грузов в арктические регионы
Реализацию федерального закона «О северном завозе» обсудили в рамках Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ. Совет проходит 16-17 декабря на площадке Корпоративного университета Сбербанка в Московской области. В нем принимают участие депутаты Государственной Думы, сенаторы, представители федеральных органов государственной власти и законодательных органов регионов. Архангельское областное Собрание депутатов представляет его председатель Екатерина Прокопьева.
Северный завоз стал одной из тем заседания Президиума Совета законодателей, которое провели заместители сопредседателей – первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин и заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая. Эксперты подвели итоги навигационного периода и высказали предложения о совершенствовании доставки грузов.
Напомним, базовый федеральный закон о северном завозе вступил в силу в апреле 2023 года. Закон нацелен на обеспечение бесперебойных поставок жизненно важных грузов на Крайний Север и создание централизованной системы управления. Для этого завоз будет планироваться на трехлетний период. Единым морским оператором, начиная со 2025 года, станет госкорпорация «Росатом».
Доставлять грузы в северные регионы страны по новым правилам начали с этого года, при этом список товаров значительно расширен.
«Мы сделали северный завоз гарантированным: впервые бесперебойное снабжение работает такими темпами и с таким качеством», – отметила Ирина Яровая.
Заместитель Председателя Государственной Думы предложила сбалансировать нормы закона, которые касаются завоза и торговой наценки, чтобы усилия государства давали социальный экономический эффект. А также предложила дать поручение всем законодательным органам регионов, участвующих в северном завозе, в оперативном порядке заслушать представителей правительств по вопросу целесообразности формирования стратегических запасов и выработки возможных предложений по расширению объектов транспортной инфраструктуры.
Анализируя практику и проблемы северного завоза, эксперты акцентировали внимание на большом объеме инфраструктуры с высокой степенью изношенности. По словам Андрея Яцкина, в 2026 году содержание объектов этой сети, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно полностью финансироваться за счет федерального бюджета с учетом установленных нормативов затрат. И регионам уже сейчас нужно активно взаимодействовать с профильными ведомствами, чтобы переход произошел без сбоев и задержек. Напомним, Архангельская область в 2023 году вошла в перечень территорий северного завоза, куда при поддержке государства будут доставляться грузы с продовольствием, нефтепродуктами и другими жизненно важными товарами.
Участники заседания также назвали в числе проблем существующей системы северного завоза отсутствие единого стандарта в логистике и небольшой срок контрактации с судовладельцами. По словам Андрея Яцкина, уже сейчас следует подумать о необходимости перехода к трехлетним контрактам при заключении договоров регионов с судоходными компаниями, что создаст дополнительный стимул для бизнеса вкладывать средства в обновление собственного флота и сделает более прогнозируемой стоимость будущих перевозок, сообщает пресс-служба Совета Федерации.
«Это позволит обеспечить комплексный подход к организации бесперебойного снабжения жителей Арктики необходимыми товарами, повысить эффективность планирования расходов на эти цели и осуществление контроля за результатами работы», – отметил Андрей Яцкин.
На заседании Президиума Совета законодателей также обсудили вопросы интеграции воссоединенных субъектов РФ в правовую, экономическую и социальную системы России. Работа Совета была продолжена на площадках профильных комиссий.
Завтра, на пленарном заседании под руководством Председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко и Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина законодатели обсудят вопросы развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах.
Фото пресс-службы Архангельского областного Собрания депутатов и Совета Федерации.